Как начиналась ФСО русская
« НазадВ прежние времена Российские Императоры Александр I и Николай I могли практически запросто, без всякой охраны, гулять по главным улицам Петербурга. Но во время одной из своих публичных прогулок Александра II чуть не застрелил террорист. И спустя полтора десятка лет, несмотря на усиленную охрану, он все равно погиб от бомбы революционеров.
В России в XVIII веке безопасность императоров обеспечивали гвардейские полки. Именно они охраняли императорские резиденции и сопровождали монархов во время их поездок по стране. Впрочем, эффективность этих подразделений оставляла желать лучшего, поскольку в эпоху дворцовых переворотов именно гвардейцы с легкостью необыкновенной помогали менять монархов, как перчатки.
Поэтому Петр III попытался заменить гвардейские полки лично преданной ему голштинской гвардией (полторы тысячи человек), а Павел I сразу же после прихода к власти ввел свои гатчинские батальоны (это 2400 человек) в структуру гвардейских полков. Но, как известно, ни первому, ни второму это не помогло, и они были убиты в ходе дворцовых переворотов.
До этого заговоры с целью убийства монарха можно пересчитать по пальцам. Например, на Петра I готовилось покушение в самом начале его царствования в 1697 году. Заговорщики во главе с думным дворянином Иваном Цыклером задумали «великого Государя, на пожаре или на Москве стрельцами ножами изрезать», поскольку «ездит Государь один, и на пожаре бывает малолюдством, и около Посольского двора ездит одиночеством».
Впрочем, заговоры были не единственной бедой. С царствующими особами время от времени случались и другие происшествия, прямо угрожавшие их жизни. Екатерина II в своих записках описывает эпизод конца 1740-х годов, когда ее едва не погребли стены рухнувшего ночью двухэтажного деревянного дома, в котором она с супругом остановилась на ночь. В 1773 году цесаревич Павел нашел в поданном ему блюде множество осколков стекла. Он посчитал тогда, что его хотели отравить, однако это сочли результатом небрежности прислуги...
Александр I, осведомленный о заговоре против своего отца, императора Павла, после восшествия на престол сделал соответствующие выводы. При нем в 1811 году было сформировано первое профессиональное подразделение государственной охраны – Собственный Его Императорского Величества конвой, костяк которого составляли кубанские казаки, настоящие «псы войны». Именно они охраняли императора во время заграничных походов 1813 – 1814 годов. Знаковым событием стал мятеж декабристов: в ходе его расследования стало известно, что некоторые заговорщики планировали убийство не только Николая I, но и всей его семьи. Поэтому царь озаботился укреплением своей личной охраны.
Собственный конвой был пополнен эскадроном терских казаков. В 1826 году было создано III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – на него возлагались, в том числе, и обязанности по обеспечению личной безопасности монарха. В том же году был создан Отдельный корпус жандармов, предназначенный для борьбы с внутренней крамолой. В 1827 году сформировали роту дворцовых гренадер: они стали охранять императорские резиденции наряду с гвардейскими частями. В роту отбирали солдат, прошедших наполеоновские войны, а офицеры в нее назначались только после утверждения лично императором.
В 1835 году в придворном штате появилась должность камер-казака. Дело в том, что императору Николаю I периодически доносили, что на него собираются совершить покушение. Как мужчина и офицер он относился к такой возможности философски, но для того чтобы уберечь жену – императрицу Александру Федоровну – учредил при ней личную охрану. Сначала два, а затем четыре камер-казака неотлучно находились и при всех последующих императрицах, вплоть до 1917 года. В их обязанности входило сопровождение императрицы при ее выездах. Также камер-казаки дежурили при личных комнатах своей хозяйки. Отбирали на эту должность благообразных высоких казаков, с непременной бородой, поочередно из терского и кубанского эскадронов. Поскольку императриц «прикрывали» многочисленные силовые структуры, довольно быстро должность камер-казаков стала представительской, им шили роскошную форму, с удовольствием демонстрировали во время заграничных вояжей, поскольку камер-казаки для Европы были буквальным олицетворением страшных русских kasak.
Николай I еще мог позволить себе ездить по стране в сопровождении минимальной свиты. Впрочем, он обольщался или делал вид, что не знает, что за ним присматривают. Из упоминаний мемуаристов известно, что, после того как император заговаривал на улице с тем или иным человеком, его немедленно «брали на карандаш», узнавали его анкетные данные и расспрашивали, о чем имела быть беседа.
Очень многое поменялось при Александре II... Если в XVIII веке «право» на убийство монарха принадлежало только дворянам, то во второй половине XIX века царь утратил в глазах значительной, и прежде всего образованной, части общества свою сакральность как помазанник Божий. Носителями нигилистически-революционных умонастроений стали студенты и нарождавшаяся интеллигенция...
Между убийством Павла I и Александра II существует принципиальная разница. На смену верхушечным переворотам пришло стремление путем террора изменить общественный строй. Поэтому во второй половине XIX века политический терроризм опирался уже на теоретические выкладки идеологов народничества.
Александр II совершенно без радости воспринимал уплотнявшееся кольцо его личной охраны: он помнил, как его отец имел возможность спокойно прогуливаться по своей столице. Поэтому плотный кортеж вокруг кареты императора воспринимался им как нечто постыдно-необходимое.
В 1867 году во время визита в Париж на Всемирную выставку Александр II еще пытался разыгрывать из себя арабского халифа Гарун-аль-Рашида (тот имел обыкновение, сменив облик, «ходить в народ»), когда, переодевшись, отправился к своей любовнице Екатерине Долгоруковой. Конечно, любвеобильный император не знал, что его маленькое приключение «прикрывали» чины французской и русской тайной полиции...
Впрочем, в то же время Александр II прекрасно понимал, что в собственной стране он нуждается в серьезной охране. Подписывая Манифест об отмене крепостного права, он не исключал возможных заговоров. Но еще больше его беспокоили разраставшиеся антиправительственные настроения среди студенчества и интеллигенции. Поэтому в декабре 1861 года было создано очередное подразделение государственной охраны – Дворцовая полиция. Ее главной задачей стала охрана резиденций, в которых находился монарх.
В служебных инструкциях прописывался даже порядок ее действий при попытках толпы ворваться в Зимний дворец. Ситуация была столь нервной, что когда с крыши Зимнего дворца весной 1862 года с грохотом рухнул пласт снега, во дворце подумали, что начался его штурм.
Однако, спустя четыре года, в апреле 1866-го, произошло первое покушение на Александра II – его совершил Дмитрий Каракозов, когда царь гулял у Летнего сада. Это происшествие дало новый импульс к усилению охраны императора. Уже в следующем месяце была создана Специальная охранительная команда III Отделения Собственной канцелярии. Она должна была обеспечивать безопасность Александра II во время переездов. Для этого вооруженные револьверами агенты охраны распределялись по маршруту в статском платье. Также им вменялось круглосуточное дежурство на дальних подступах к резиденции.
Чины Охранительной команды «присматривали» и за другими членами императорской фамилии. Отметим, что именно охранная стража стала первым подразделением, задачи которого весьма схожи с задачами сегодняшних спецслужб, занятых охраной первых лиц страны.
Настоящая охота, которую с 1879 года развернули на Александра II «народовольцы», привела к необходимости новых мер безопасности. В августе 1880 года вместо III Отделения создали Департамент полиции МВД. Директору нового департамента в числе прочего предписывалось обеспечивать и безопасность императора. Для чего в его структуре образовали «Охранную агентуру», или, как тогда говорили – «охранку». Кроме этого, в рамках Отдельного корпуса жандармов были созданы охранные отделения в Москве и Варшаве, которые имели собственные команды филеров – так тогда называли службу наружного наблюдения.
Тем не менее, 1 марта 1881 года Александр II был убит террористами. Страна могла потерять и Александра III. Дело в том, что Софья Перовская немедленно после гибели Александра II начала слежку за новым императором с целью организации нового покушения. Ее арестовали 10 марта 1881 года буквально напротив Аничкова дворца, где тогда с семьей жил Александр III. Поэтому немедленно были приняты меры, в том числе и по обеспечению личной безопасности императора. Он избрал Гатчинский дворец своей главной резиденцией, куда и вывез свою семью. Все подразделения, так или иначе связанные с его охраной, 3 сентября 1881 года были подчинены одному человеку – генералу Петру Черевину.
Современная Федеральная служба охраны (ФСО) отсчитывает свою летопись именно от этого дня.
Был сформирован сводно-гвардейский батальон (впоследствии – полк), заступавший на охрану резиденции императора. Для обеспечения его поездок по железной дороге был образован особый железнодорожный батальон (впоследствии – полк). А при проезде императорского поезда воинские части выстраивались вдоль полотна в плотную цепь. Это правило действовало вплоть до 1914 года.
Уже в самом начале ХХ века пошла вторая волна политического терроризма в России, на острие которой находилась боевая организация Партии социалистов-революционеров. За спокойные годы царская охрана слегка расслабилась, и ее очередным реформатором стал Дмитрий Трепов, назначенный в конце 1905 года дворцовым комендантом. Он не только поменял ключевых лиц охраны, но и создал новое подразделение – Особый отряд охраны по обеспечению безопасности императора вне территории императорских резиденций.
Однако и Трепов не гарантировал безопасность Николаю II. Когда в феврале 1905 года в Москве Иван Каляев взорвал великого князя Сергея Александровича, император, как и большая часть великих князей, не поехал на его похороны. Фактически Николай II в годы первой русской революции буквально заперся в своих пригородных резиденциях – Петергофе и Царском Селе, посетив Петербург с 1905-го по 1909 год только четыре раза.
Резиденции охранялись очень плотно. Весь наружный периметр парковой ограды освещался и охранялся десятками постов. Перед утренней прогулкой императора парк дважды прочесывался частой «гребенкой» охраны. В годы первой мировой войны Александровский дворец был прикрыт зенитной батареей и авиационным отрядом.
Все это время эсеры вынашивали самые разнообразные варианты убийства императора – от планов забросать его гранатами через ограду сада у Зимнего дворца до бомбардировки Александровского дворца. Одно время они даже всерьез рассматривали возможность минной атаки на императорскую яхту «Штандарт» – при помощи малой подводной лодки. При этом, как ни удивительно, планов застрелить императора из винтовки с оптическим прицелом никто не строил, хотя и винтовки такие уже имелись, да и стрелка можно было найти...
За тридцать лет царствования на Николая I не было совершено ни одного покушения. Если не считать эпизода в Познани, когда в 1843 году кто-то выстрелил из ружья в одну из карет в свите императора. Обстоятельства остались неизвестными. Не случайно Николай I объявлял себя последним монархом Европы, позволяющим себе гулять по собственной столице без всякой охраны.
По материалам "Санкт-Петербургские ведомости"
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.